История

Рассказывает Игорь Константинович Константинов

Делились своими опытом и знаниями конструкторы КБ «Энергомаш» О. Багаев, В. Рахманов (теперь заместитель главного конструктора), С. Клецель и другие. Подолгу бывая у нас в командировках, они помогали совершенствовать технические процессы подготовки изделий к испытаниям.

Особенно выделялась своей требовательностью и бескомпромиссностью в борьбе за сохранение хирургической чистоты камер сгорания Т.Л. Малицкая. При малейших сомнениях в нарушении технологии обработки она устраивала скандалы и даже истерики. Мы все прощали ей, за ее безмерную любовь к «своим» камерам и форсункам и совершенствовали технологию, чтобы сделать обработку еще лучше.

Совместные усилия заинтересованных специалистов дали свои результаты - аварий становилось все меньше. К этому времени был окончательно отработан основной принцип подготовки изделий и агрегатов к испытаниям - максимум подготовительных работ в условиях сборочных участков (где полы и стены протирались два раза за смену), поскольку на испытательных стендах, особенно зимой и осенью, трудно было обеспечить чистоту при монтаже трубопроводов, хотя все детали подавались туда запаянными в полиэтилен.

Кто же работал в «сборке» и на стендах? Сначала это были специалисты (в основном, высококвалифицированные рабочие) из Москвы. В Приморске их так и называли москвичами. Жили они сначала, будучи в командировках, на частных квартирах в Приморске и в общежитии на хуторе Высокое. В «сборке» это были Булатов, Быков, А. Захаров, В. Пакулин. Но по мере развития предприятия на работу стали принимать местных жителей, первой из которых поступила лаборанткой Серафима Тереня. И вот бывшие колхозные рыбаки, моряки, шоферы, агрономы, учителя стали пополнять коллектив филиала, образуя по мере обучения, накопления опыта тот высококвалифицированный костяк, которому по плечу было довести до конца создание первого в мире двигателя, работающего на фторе (по Энциклопедии космонавтики - двигатель РД-301), а позднее и испытать двигательную установку для полета многоразового корабля «Буран».

Это было чудесное время - все были молоды, здоровы, имели постоянную интересную работу, короткий рабочий день, лечебно-профилактическое питание. За нашим здоровьем наблюдала Военно-Медицинская Академия и МСЧ-24. Со временем не считались, не уходили с площадки при необходимости по несколько смен (благо, кормили). А главное - все были охвачены энтузиазмом: «Даешь фторный двигатель!». Родилась и песня (автор Лилия Главацкая), отражающая нашу мечту - «умрут, завидя в звездном небе, Штаты, «красотку 8Д21».

Назову тех, с кем непосредственно работал в производстве. Слесари В. Аверьянов, Ю. Андропов, Ю. Архипов, А. Бакланов, П. Бакланов, М. Згирский, В. Кузнецов, С. Кузьминский, А. Масленников, В. Ополченцев, А. Соболевский, Б. Сорокин, В. Тереня, И. Хлопцев. Сварщики А. Елькин, Л. Елькин, В. Стружиков, И. Уласовец, токарь Ф. Васендин. Обезжировщицы (каждой детали, идущей на стенд, должны были коснуться их руки) П. Банных, В. Дмитриева, В. Жихрова,Г. Захарова, Н. Захарова, М. Хрусталева, возглавляли участок химической обработки в разное время О. Янюшкина, Ф. Новикова, Л. Кострикина. Золотой фонд производства!

Во главе предприятия стоял Евгений Николаевич Кузьмин. Это при нем предприятие стало градообразующим, при нем были построены почти все многоэтажные жилые дома Приморска, больница, школа, детские садики - город перед ним в большом долгу. Когда он умер, мы обещали назвать одну из улиц именем «Директора Кузьмина», но так и не сдержали слова... Как человека его может характеризовать всего лишь один поступок - в самые тяжелые годы, когда ВП был, как и многие другие специалисты, за колючей проволокой, Евгений Николаевич помогал его семье.

<Назад Далее>